Пуля ВВОО Ильина



 

Калибр

12

Макс. Диаметр (мм)

18,65

Диаметр тела (мм)

17,5

Длина ПЭ (мм)

19,5

Длина общая (мм)

32,9

Масса ПЭ (г)

33,27

Масса общая (г)

35,44­

 






Стрелочная, калиберная, составная пуля. Традиционно для снарядов такого типа имеет свинцовый поражающий элемент и полимерный хвостовик-стабилизатор. Сконструирована главным инженером управления производственными предприятиями Центрального совета Всеармейского военно-охотничьего общества Г. Ильиным.

Советский родоначальник концепции «колпачок на хвосте». В этом она сродни пуле Borra Proiettile от Гуаланди, только в отличие от последней, в конструкции пули не предусмотрена амортизация и отсутствует выраженный обтюратор, за счет чего с одной стороны она проигрывает, с другой стороны — при хорошо подобранном способе снаряжения может обладать преимуществом, ведь хвост пули Ильина компактнее и не создает такого сопротивления.

Головная часть пули цилиндрическая, конически заостренная, обтекаемая. По бокам имеет шесть широких направляющий ребер параллельных продольной оси. В основании — ведущий поясок. Таким образом пуля проходит небольшие дульные сужения. Однако ребра невысокие, так что в сильных чоках может возникнуть повышенное напряжение. Такой же формы поражающий элемент, только с более выраженными ребрами, в последствии применялся в пуле Treffer.

Хвостовик пули Ильина представляет собой цилиндр с тремя большими лопастями. Он специальным выступом вставляется в колпачковую выемку поражающего элемента. В зоне сочленения с головной частью — широкий ведущий поясок. Там же сконструирована зона, ответственная за обтюрацию, так что у пули есть зачатки ведомого снаряда, поскольку, когда пояски выходят из ствола и давление частично сбрасывается, лопасти находятся еще в стволе, снижая силу разбалансирующего пинка сопутствующей газовой струи. Но это в теории.

Этот хвостовик стал довольно популярным в промышленности Cоветского Cоюза, ответственной за пулевые охотничьи боеприпасы. Так им был заменен войлочный хвостовик пули Яканиса, и нередко среди сохранившихся образцов Жакан можно встретить именно с этим трехлопастным полиэтиленовым хвостом. Так же в советской адаптации пули Бреннеке тоже вместо войлочного часто применялся именно этот полимерный хвостовик.

Есть небольшие разночтения, касающиеся строения хвостовика пули Ильина, а именно его лопастей. В чертежах из старых источников, лопасти изображены прямыми, то есть работающими только как оперение стабилизатора. Однако у всех образцов из нашей коллекции на хвостовиках такого типа, будь то на пуле Яканиса, Бреннеке или собственно Ильина лопасти имеют заметный наклон. Есть мнение, что так они выполняли функцию обратной турбины — когда снаряд раскручивается газовой струей. Идея обратной турбины была популярна в СССР. По крайней мере среди обывателей.

Насколько в данном случае это эффективно, судить сложно, тем более, что на самом деле снаряжение пуль с таким хвостовиком вызывало затруднения. Во-первых, пуля короткая и помещение ее прямо на порох не всегда было возможным, если же использовать пыж, то, непрочные лопасти под давлением выстрела легко сминались, во-вторых, внутрь стержневой трубки могли прорваться газы и, распираемая давлением, она могла разрушиться. Соединение хвостовика с головной частью при этом утрачивало прочность и тот отрывался. Если же при снаряжении принять меры по сохранению целостности хвостовика, то пуля полетит стабильно, но все эти меры сводят на нет гипотетическую функцию обратной турбины.

Не рассчитывали на нее, по-видимому, и конструкторы. Так, например, у бреннекоида и пули Яканиса, упомянутых выше, в которых применялся хвостовик от пули Ильина, турбинный элемент имеется у самого поражающего элемента. Это наклонные направляющие ребра. И вот направление наклона ребер совпадает с наклоном лопастей. А в случае с обратной турбиной он должен был бы быть противоположным. Так что к функции обратной турбины можно относиться со здоровым скепсисом.

Что же касается прямого турбинного элемента — ведь сделан же наклон лопастей у хвостовика — то и тут возникает вопрос. Лопасти не выдаются за калибр пули, а значит они будут находиться в зоне разряжения. Воздействие набегающего воздушного потока на них будет минимальным. Выходит, что работу по закрутке пули вокруг продольной оси они будут выполнять, только лишь в ходе стабилизации, когда пуля испытывает наибольшие прецессионные колебания и в момент крена лопасти выдаются за габариты пули. Все точки над i могла бы расставить высокоскоростная съемка, но с пулями, оснащенными хвостовиком типа пули Ильина такие эксперименты пока не проводились.

Тем не менее, опыт применения этих пуль, породил много положительных отзывов. В целом баллистика пули Ильина при условии сохранения формы очень хороша. Очевидно, стрелки находили способы устранения всех недочетов, применяли соответствующие методы снаряжения и добивались очень хороших результатов, о которых охотно рассказывали. Отмечается высокая точность на средних дистанциях и неплохая для пули с цельной головной частью убойность. Последняя обеспечивалась тем, что точность довольно массивной пули позволяла прицеливаться по месту. Так что долгое время пуля ВВОО Ильина была востребованной, популярной и оставила за собой исключительно положительный след. Она выпускалась в разных калибрах. Известны образцы 12-го и 16-го. Однако, в последствии была вытеснена более удачными образцами, не требующими такого внимания к снаряжению. Так что ныне эта пуля более не производится, так же как не применяется больше и ее хвостовик.