Кое-что о пуле Шарыкина

И некоторые общие мысли по поводу изобретательства...

В описании на страничке одной из пуль каталога всепули.рф упоминается пуля Шарыкина. Такого образца нет в нашей коллекции, поэтому мы не можем завести для нее отдельную страничку. И хотя, судя по описанию, изготовить ее совсем не сложно, в то же время сведения о ней обрывочны, их не хватает чтобы выполнить достаточно точную реконструкцию. Но ничего не мешает изложить эти сведения в обзорную заметку, которую я и предлагаю вашему вниманию.

Пуля Шарыкина разработана автором для 28-го калибра. В серию такая пуля никогда не шла, поэтому речь идет о кустарном производстве. То есть как о некоей инструкции для подготовки пулевого заряда к ружьям 28-го калибра. Подобные наставления широко были распространены в середине ХХ века. Они печатались в тематической периодике и имели популярность, поскольку промышленность того времени не могла еще полно ответить на спрос, а мелкосерийное производство еще не сформировалось ввиду особенностей экономической системы. Охотники и стрелки часто были вынуждены изготавливать пули самостоятельно.

Итак, судя по описанию, тело пуля Шарыкина цилиндрическое. Поражающий элемент колпачкового типа. Изготавливается из свинца. Его основной диаметр немного меньше калибра. В описании указано так: диаметр тела пули на 0,3–0,4 мм меньше диаметра дульного сужения ствола. Вероятно, подразумевается, что этот параметр каждый определяет сам исходя из собственных условий. В задней части ПЭ неглубокая выемка, меньше половины длинны. В нее впрессовывается короткий деревянный калиберный хвостовик. Носовая часть — конически заостренная.

Известны такие размеры: общая длина пули 25 мм: поражающий элемент — 18 мм и хвостовик 7 мм. Масса пули 24–25 г.

Так же даны кое-какие советы по изготовлению. Так хвостовик предлагается делаеть из мягкого дерева. Заготовку можно вытачивать на токарном станке, после чего вручную подгонять выступ для посадки в пулю. Само же тело предлагается отливаеть из смеси мягкого и аккумуляторного свинца в пропорции 1 к 1.

Можно углядеть в этой пуле сходство с некоторыми образцами, которые были описаны ранее. Так, например, деревянный хвостовик со свинцовым поражающим элементом имела пуля Вицлебена. Сама по себе компоновка колпачок на хвосте, тоже далеко не нова. Да и стреловидность, получаемая путем присоединения к свинцовой головной части легковесного материала — это, пожалуй, первое, что вообще было придумано для стабилизации пули из гладкого ствола на заре становления огнестрельного оружия. Так что авторство той или иной пули зачастую оспаривается обывателем, и, порою, не без оснований.

Однако при глубоком изучении темы мы находим два очень важных обстоятельства. Первое кроется в том, что авторство пули понимается неверно. То есть когда речь идет о инструкциях и наставлениях, то подчас автор есть именно у этих инструкций. То есть просто человек делится опытом и рассказывает как он изготавливает некую пулю под конкретную ситуацию. И вот когда, например, инструкция имеет такой вид: «Изготовление пули для гладкоствольного калибра от Н. Е. Кулибина», это вовсе не значит, что речь идет о пуле Н. Е. Кулибина. Вполне возможно, он изготавливает пулю Фостера, адаптируя ее под конкретные условия, и не отрицает этого, хотя и не акцентирует на этом внимание. Так что ставить в вину автору присвоение того или иного изобретения можно далеко не всегда.

Касаемо нашей темы — мы не можем утверждать что речь тут у нас идет о пуле Шарыкина. Но мы можем утверждать, что Шарыкин был автором инструкции по изготовлению описываемой здесь пули.

Второе кроется в том, что изобретение, когда оно есть, это подчас именно технологическое решение а не сам по себе предмет. Так, например, в упомянутой пуле Вицлебена, суть не в хвостовике из дерева, присоединенному к свинцовому поражающему элементу, а суть в ряде конкретных деталей, обыгрывающих кое-какие физические свойства. Да, в свою бытность, пули Вицлебена изготавливались из дерева и свинца. Но если применив те же революционные для своего времени особенности, изготовить пулю, допустим, из полиэтилена и меди, она от этого не перестанет быть пулей Вицлебена. Точно так же как и не сделает пулю Шарыкина пулей Вицлебена то, что она сделана из свинца и дерева.

Что еще сообщается нам в инструкции Шарыкина, по изготовлению пули.

Обещана хорошая прочность, при выстреле пууля сохраняет форму. Через это имеем стабильность в полете. Пуля не требует усиления порохового заряда. Это обеспечивает мягкость выстрела наа уровне с дробовым патроном.

А еще приложена инструкция по снаряжению в патрон: Устанавливается пуля в 70-ю гильзу. (примечание: надо полагать, в металлическую). Патрон 28-го калибра под «Центробой». На капсюль — подсыпка дымного пороха. Далее порох «Сокол» навеской 1,3 г. Сверху картонная прокладка 2,5–3 мм, затем войлочный пыж 9–10 мм, и снова картон 1–1,5 мм. Затем помещается пуля. В гильзе она сидит плотно, дополнительного крепления не требует.

Ну и напоследок приведена кое-какая практика. Сообщается, что по результатам десяти выстрелов на дистанцию в 50 м девять пуль дали кучность 89 мм, а одна отклонилась на 112 мм. Условия отстрела не сообщаются.

 

Виктор Назарец